théâtre KnAM, le premier théâtre indépendant d'URSS
Tatiana Frolova
My little rock garden
it all started with Ricardo, I met him one day at the theater in Villeurbanne. He sat in a wheelchair and sold his art - pictures and painted stones. I bought it for good luck.
The life and history of a stone is very long: it is sometimes measured not in thousands, but in millions and even hundreds of millions of years. That's why the Japanese have rock gardens - an incredible way of meditation and silence.
Татьяна Фролова (CV)
Год рождения - 1961.
Место рождения — Комсомольск-на-Амуре, Россия.
Специализация
Режиссер, организатор региональных и международных культурных проектов.
Кто я и что я делаю?
Создатель первого официально зарегистрированного негосударственного театра в СССР — театра КнАМ.
Директор и художественный руководитель театра КнАМ с 1985 по сегодняшний день.
Исследование в области театральной формы и театрального языка.
Первые постановки в России: Д. Пригов («Черный пес»), А. Шипенко («Дама с камелиями, или когда мы войдем в город», «Трупой жив»), А. Фугард («Вечеринка на улице Больничная горка»), К. Костенко («Диагноз:Happy birthday»), Ольга Погодина («Сухобезводное») и другие. Также авторские постановки. С 2000 года начинаю работать с документальным материалом - создание документальных спектаклей и арт-проектов.
Световое и музыкальное оформление спектаклей, разработка сценографии. Создание документальных фильмов, видеоарта. Преподавательская деятельность. Разработка и реализация различных творческих и социокультурных проектов.
Вместе со своими коллегами реализовала международные проекты
1994
Театр КнАМ и «Fraeie Kammerspiele» (Германия). Первая постановка в России пьесы Хайнера Мюллера «Поручение», в коллаборации с режиссером Каем Вушеком. Осуществлена в Комсомольске-на-Амуре, Россия.
1998-2004
Идеолог и организатор международного фестиваля современного искусства «Перспектива комнаты» в Комсомольске-на-Амуре, в России. Фестиваль поддерживали посольства Японии, Германии, Германии и Франции.
2001
Французско-русский международный проект группы театра «Graffity» (город Volanse) и театра КнАМ. Первая постановка в России пьесы Бернара-Мари Кольтеса «Западная пристань». Осуществлена в Комсомольске-на-Амуре, Россия.
Французско-русский международный проект «Зеркало: Восток-Запад» Постановка русского драматурга К.Костенко «Диагноз: Хеппи бёздей» с французскими актёрами. Осуществлена в Нанси, Франция.
2002
Русско-французский международный проект «Дневники» Ф.Кафки, поддержанный Рокфеллер Фондом, США. Осуществлен в Белладжио, Италия.
2004
Кинематографический международный проект «Детройт-Комсомольск-на-Амуре» (Россия-США-Канада)
2005
Русско-французский международный проект «Достоевский. Черновик», имел место в Париже с поддержкой Мэрии Парижа, культурного центра Рекколет, Посольства Франции в России.
2009
Первый российско-сингапурский театральный проект "Софамен" (Сингапур-Россия)
2010
Совместное производство спектакля "Персональная война" (Россия-Франция-Швейцария)
2013
Международный проект и создание документального фильма "Там, где я есть" (Франция-Швейцария)
2013
Совместное производство документального спектакля "Я есть" (Россия-Франция-Швейцария)
2015
Совместное создание спектакля "Сон Сонечки" (Россия-Франция)
2017
Совместное создание спектакля "Я еще не начинал(а) жить" (Россия-Франция)
2019
Совместное создание спектакля "Моя маленькая Антарктида" (Россия-Франция)
Участие в конференциях
2001 Конференция «Современный театр в России» (г.Нанси, Франция)
2001 Международная конференция «Современный театр», (Париж, Франция).
2011 Международная конференция по документальному театру (г.Нанси, Франция)
2013 Международная конференция по документальному театру (г.Лион, Франция)
2015 Международная конференция ETC (г.Нанси, Франция)
2016 Cеминар "Создавать для 24-х зрителей" в Обществе Истории Театра (Париж)
2016 Гибридная конференция "Tatiana Frolova-Labex Arts -Universitete Paris 8 (Париж)
Участие в фестивалях
2019 Биеннале современного искусства (Тулуз, Франция)
Фестиваль ««Sens Interdits» (Лион, Франция)
Фестиваль «NEXT» (Лилль, Франция)
2018 Фестиваль «TNB» (Ренн, Франция)
«The international selection» BOZAR (Брюссель, Бельгия)
2017 Фестиваль «NEXT» (Лилль, Франция)
Фестиваль «Noorderzon» (Гронинген, Нидерланды)
2016 Фестиваль «Sens Interdits» (Лион, Франция)
Фестиваль «Next» (Турнай, Бельгия)
2015 Фестиваль «Ring» (Франция)
2014 Фестиваль «Manifeste» (Франция)
2013 Спектакли «Я ЕСТЬ» (Théâtre de Poche de Geneve, Швейцария)
2013 Спектакли «Я ЕСТЬ» (Théâtre des Célestins de Lyon, Франция)
2013 Фестиваль «Sens Interdits» (Лион, Франция)
2013 Спектакли «Я ЕСТЬ» (Théâtre de Chambre, Aulnoye-Aymeries, Франция)
2011 Фестиваль «Sens Interdits» (Лион, Франция)
2011 Спектакли «Персональная война» (théâtre de l'Avant-Seine, Франция)
2011 Спектакли «Персональная война» (Théâtre De Shambre, Франция)
2011 Фестиваль «Passage» (Метц, Франция)
2011 Фестиваль «Festival de Liège» (Льеж, Бельгия)
2011 Спектакли «Персональная война» (Théâtre de Vidy, Лозанна, Швейцария)
2011 Спектакли «Персональная война» (Париж, Кретей)
2010 Фестиваль «NEXT» (Париж, Франция)
2010 «Festival de l'Université de Provence» (Экс-ан-Прованс, Франция )
2010 Фестиваль «Текстура» (Пермь, Россия )
2010 «Festival de Almada» (Португалия)
2010 Спектакли «Sofaman» (Хабаровск)
2010 Фестиваль «EXIT» (Paris, France)
2010 Фестиваль «Temps de Paroles» (Франция)
2009 Спектакли «Sofaman» (The Necessary Stage, Сингапур)
2009 Фестиваль «Lille 3000» (Франция)
2009 Фестиваль «FAKI» (Хорватия)
2008 Фестиваль «Théâtre Web» (Москва-Комсомоьск-на-Амуре-WWW)
2008 Фестиваль «M1 Singapour Fringe» (Сингапур)
2006 Фестиваль «Новая Драма» (Москва)
2004 Фестиваль «Théâtre Web» (Москва – WWW)
2001 Фестиваль «Passage» (Франция)
2000 Фестиваль «Kulturgest» (Португалия)
2000 Фестиваль «Unidram» (Германия)
1999 Фестиваль «Passage» (Франция)
1999 Фестиваль «Культурные герои» (Москва)
1997 Фестиваль «Дни немецко-русской культуры" (Хабаровск)
Мои награды
2014 Участник заседания президиума Совета при Президенте по культуре и искусству в Пскове
2014 Лучший театральный менеджер (фестиваль «Ново-сибирский транзит» Новосибирск)
2014 Участие в совещании Совета по Культуре при Президенте России (Псков)
2012 Премия Губернатора Хабаровского края в номинаци «Лучшая режиссура» за спектакль «Я есть»
2008 Премия Губернатора Хабаровского края за новаторство в театральном искусстве.
2007 Премия Губернатора Хабаровского края за новаторство в театральном искусстве.
2006 Премия Губернатора Хабаровского края в области театрального искусства.
2003 Премия Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.
2003 Почетный диплом Deutsch-Russisches forum E.V. (Германия) «За развитие культурных связей
между Россией и Германией».
2002 Премия Общественности Хабаровского края «За честь и достоинство»
1999 Премия фестиваля «Звезды Дальневосточной сцены» за лучший спектакль
Мои спектакли в других театрах России.
2010 «Преступление и наказание» Ф. Достоевского (театр Драмы Комсомольска-на-Амуре)
2009 «Западная пристань» Бернара-Мари Кольтеса («Тильзит-театр» Советск)
2009 «Привидения» Г. Ибсен (театр Драмы Комсомольска-на-Амуре)
2008 «Гедда Габлер» Г.Ибсен (Театр Молодежи Хабаровск)
Мои международные мастер-классы:
2017 Преподавание в Национальной консерватории драматического искусства (Лион, Франция)
2014-2015 Преподавание в Национальной консерватории драматического искусства (Париж, Франция)
2014 Мастер-класс «Живой театр» на фестивале «Manifeste» (Франция)
2013 Преподавание в театральном институте «L'École de la Comédie de Saint-Etienne» (Франция)
2013 Резиденция в европейском проекте «Territoires en écritures» (Les Célestins, Théâtre de Lyon et le
Théâtre de Poche à Genève (Швейцария)
2012 Резиденция в «Collège International des Traducteurs Littéraires d'Arles» (Франция). Перевод на
русский язык «Le livre d'oublie» Bernard Noel
2010 Мастер-класс в тюрьме города Валанс (Франция)
2010 Мастер-класс в госпитале города Валанс (Франция)
2010 Преподавание в театральном институте «Conservatoire d'art dramatique d'Avignon» (Франция)
2005 Резиденция в Международном артистическом центре (Centre International d'accueil et d'echanges
des Recollets), при поддержке Мэрии Парижа (Франция)
2002 Резиденция в Белладжио-центре (Италия), при поддержке Рокфеллер Фонда (New York)
Публикации
Radio France Culture
Radio France Info
https://soundcloud.com/tania-frolova/knam
Radio TELEVISION SUISSE (RTS), émission ZONE CRITIQUE du vendredi 15.11.2013
Telerama
http://www.telerama.fr/scenes/la-metteuse-en-scene-tatiana-frolova-une-femme-qui-resiste,53798.php
Edhit Rappoport
Mouvment
http://www.mouvement.net/teteatete/portraits/quand-on-na-que-lamour
Le Figaro
La Liberation
http://knam.livejournal.com/178836.html
Liminatheatre (italie)
Зачем культура городу?
Мне хочется найти такие слова, чтобы понял даже пятилетний малыш, а не только люди, которые не понимают зачем вообще нужна культура: «Зачем нам культура? Нам нужны заводы, рабочие с сильными руками и трезвыми мозгами ну и эта...и магазины с продуктами»
Крохотные примеры.
На премьеру приехали люди из Хабаровска. Первое, что они сказали – «мы почувствовали попой, что въехали в Комсомольск». Ну да, их машину затрясло как на стиральной доске (они сказали именно так). Дороги не чищены и не освещены – впечатление от города как от дикого, опасного (все же мы боялись в детстве темноты). Так вот, удивлю наверное многих, но – почищенные дороги и освещенные ночью улицы города – это КУЛЬТУРА города.
На премьеру приехали люди из Москвы. «Первое, что неприятно бросается в глаза – угрюмые и злые лица идущих по улицам людей». Понятно, что холодно и люди спешат в тепло, но почему при этом так грубо задевать человека плечом и даже не извиняться? Выражение ненависти и агрессии на лицах и в речах – это тоже КУЛЬТУРА города.
Простые зрители-комсомольчане, решившие впервые посетить театр КнАМ стучались то в «Живое пиво» то в банки, а чтобы встретиться с искусством им, оказывается, нужно было войти в дверь со двора, потому что именно там место КУЛЬТУРЫ, ведь никому из властьдержащих наверняка даже не придет мысль о том, что «вход со двора» в театр, который является визиткой российского современного театра за рубежом – это также и визитная карточка состояния КУЛЬТУРЫ города.
Культура Комсомольска – это психическое состояние всех, кто живет в нем, знаете, такая внешняя материализация внутреннего наполнения. И счастье, что еще осталось много порядочных и неравнодушных людей, которые каждый день вкладывают свои силы в то, чтобы город развивался и становился лучше. Потому что они его любят. Любовь, кстати, как и культуру нельзя купить. Но вот уничтожить ее можно очень быстро. Если все мыслящие и талантливые люди соберут чемоданы и в один прекрасный день покинут этот город – оставшиеся сразу заметят это, они будут еще быстрее перебегать от своей работы до дома, а спрос на надежные дверные замки станет еще выше. Им испекут полусырой хлеб, им не включат тепло в батареях, им соберут из деталей б/у самолет, автобусы не повезут их на работу, потому что водители будут просто пьяны. И наступит конец. Очень скоро. Это только кажется, что культура вам не нужна. Культура – это воздух нации, это умные дети и счастливые старики. Искусство ведь не просто так зародилось в первобытном обществе, среди людоедов и убийц. Искусство реально возвышает самые черствые сердца, она будит в них Человека.
Культура – это наше будущее. Убей культуру сегодня – и ты получишь средневековье завтра...
Культура для общества – это как кожа для человека. Потому что если срезать с человека кожу, он станет куском мяса, то есть машиной для потребления еды, воспроизводства потомства и насилия (ведь за ресурсы нужно будет бороться). Поэтому если нация хочет выжить и строить достойное общество – ей надо бороться за культуру. Отдавать под культурные студии самые лучшие дома в центре города, отдавать приоритет не расплождению магазинов пива, а библиотекам и детским театрам. Мы должны бороться за каждого маленького и большого человека!
Мой семилетний племянник как-то сам, без родителей совершил первый поход по городу, знаете куда? В детскую библиотеку! И был так очарован атмосферой внутри, что сейчас ему уже девять, а он читает и мечтает записаться во взрослую библиотеку, туда, где летом есть вай-фай на лужайке! Культурные места города должны оставаться неприкосновенны! Их нельзя никуда выселять, потому что там уже «намоленные» поколениями пространства. Это только кажется, что библиотека или музей стоят полупустые. Они продолжают работать даже ночью и создавать неосязаемую человеческими сенсорами хрустальную защиту для города и общества. Мы должны это уяснить раз и навсегда, и вставать на защиту любого случая грубого разрушения культурного пространства! МЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ДЕЛАТЬ, пока зомби не захватили наш любимый город и не вышвырнули нас в другую страну.
Последний пример.
В центре города стоит Дворец судостроителей. В моем сердце до сих пор светятся огоньки елки, на которую я приходила ребёнком, улыбки моих обожаемых кумиров юности – Валентины Наймушиной и Людмилы Кричфалуши, рассказы моей мамы о танцах под оркестр в пятидесятых годах. В этом здании живет моя личная история, я ходила туда сначала в детскую балетную студию, потом, уже в 16 лет я пела там в ВИА. Кроме того, это здание – архитектурный памятник нашего города. Сегодня его просто выкупили бизнесмены из далекого города, и они, судя по слухам, не будут заботиться ни о моей личной истории, ни об истории моего города. Они там, а их бизнес по стечению обстоятельств – здесь. Им не важно что будет вообще с этим городом. И я, как гражданин жду, что моя власть меня защитит, что она не отдаст этот дворец пришлым варягам, не сдаст этого последнего «оловянного солдатика», который честно прослужил многие десятилетия городу и выпустил из своих стен много хороших и порядочных людей, на которых сегодня еще можно опереться как на профессионалов, не важно в какой области – будь то отличный судостроитель или пекарь. Я жду, что моя власть, мои депутаты наконец перестанут играть в игры «это наша культура – а это не наша культура» и стукнут кулаком по столу со словами «Защитим наш дворец, перед памятью наших предков». Но молчит власть, молчат депути...только руками разводят – как будто сделать ничего уже не могут.
Все это было бы смешно, если бы не было так тоскливо и депрессивно! Потому что дворец давно уже тихо покинули почти все коллективы, повторяя как те некрасовские просители «Суди его Бог»...
Остался последний оплот островка культуры – театр современного танца Сергея Бурлака с детками и взрослыми от 5 до 60 лет! Бизнесмены попросили такую арендную плату, которую если работать день и ночь со всеми еще жизнеспособными жителями города – и то не наскребешь... Ну как это стало возможным, моя дорогая власть? Ну как это стало возможным, мои дорогие депутаты? Ну почему не сказать – «с условием сохранить коллективы культуры», например? Ну почему не подумать немного дальше, а не на месяц-два? Вы что, реально хотите жить в скором времени среди зомби?
Или прав был Максим Горький, когда, смеясь в усы, вкладывал в уста героя пьесы «Мещане» русскую истину «Народ получает только то, что берет сам»?
январь 2012